Чтобы подшипники качения и скольжения могли долго и эффективно работать в составе различных устройств, в том числе и тех, которые подвергаются большим нагрузкам, необходимо использовать качественные смазочные материалы. Смазки, представленные на рынке, позволяют создавать оптимальные условия для стабильного и долговечного функционирования узлов. Они различаются по составу, техническим характеристикам, области применения и другим параметрам. Поговорим о функциях смазки и основных разновидностях смазочных материалов.
Какие функции выполняют смазочные материалы
Прежде чем ответить на вопрос, для чего нужна смазка, необходимо разобраться в строении и особенностях работы самих роликовых элементов. Подшипники состоят из нескольких компонентов:
- двух металлических колец;
- тел качений различной формы (ролики), располагающихся между этими кольцами;
- сепаратора, необходимого для удержания тел качений на определенном расстоянии друг от друга.
Когда подшипник приходит в движение, тела качения скользят внутри колец. Естественно, это приводит к трению, и если не снизить его уровень, то произойдет поломка и полный отказ узла. Именно для этой цели и придумали смазку.
Смазочные материалы позволяют сократить трение. Температура трущихся поверхностей в подшипниках снижается, что уберегает металл от температурной деформации и делает работу узла более долговечной. Кроме того, смазка предотвращает попадание пыли и мелких абразивных веществ внутрь подшипника, обеспечивает неплохую антикоррозионную защиту и лучшее распределение тепла.
Основные разновидности смазки
Выбор подходящих смазочных материалов для подшипников крайне важен, поскольку он напрямую влияет на производительность узлов, срок их службы и эффективность работы оборудования в целом. Существует большое разнообразие видов смазок, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики и предназначен для определенных условий эксплуатации.
Выделяют четыре основные категории смазочных веществ:
- Консистентная.
- Масляная.
- Сухая
- Газообразная.
Разберемся в каждом из этих видов более подробно.
Консистентная смазка
Пластичная или консистентная смазка выступает наиболее подходящим выбором для подшипников. Внешне представляет собой густую кремообразную субстанцию. После нанесения она создает надежную пленку между деталями подшипника, уменьшая трение и износ.
В основе пластичных смазочных материалов лежит несколько компонентов, в частности, силиконовое масло, загуститель, различные добавки, позволяющие расширить возможности состава, например, защитить от коррозии, а также красители.
Среди особенностей консистентной смазки подшипников:
- идеальный контакт — смазочный материал плотно прилегает к поверхности подшипника, обеспечивая максимальную защиту от истирания;
- долговечность — служит дольше, чем другие типы смазок, что означает меньшее обслуживание;
- устойчивость — даже на высоких скоростях и при повышенных температурах пластичная смазка не вытечет из узла, как это может случиться с масляными смазочными материалами.
- защита от всего — защищает подшипник от пыли, грязи и влаги.
Однако стоит учесть, что замена пластичной смазки — довольно трудоемкий процесс. Ее замена в оборудовании, подвергающемся высоким температурам, может обойтись заметно дороже смазок на основе масла.
Масляная смазка
Если подшипники работают на высоких оборотах или при экстремальных температурах, то смазка для подшипников на основе масла станет оптимальным вариантом. Она изготавливается либо из нефти, либо из синтетического сырья.
Среди основных достоинств масляной смазки:
- способность выдерживать высокие температуры — материал сохраняет свои полезные качества даже при экстремально высоком тепловом воздействии;
- легкость замены — менять масло гораздо проще, чем консистентную смазку;
- проникающая способность — смазочный материал проникает в любые углубления, включая труднодоступные места.
Но есть у смазки на основе масла и обратная сторона медали. Прежде всего, она более текуча, поэтому часто наблюдаются протечки, которые не только приводят к поломке оборудования, но и негативно сказываются на окружающей среде. По этой же причине нужно регулярно проверять уровень смазочного вещества, чтобы он всегда находился в пределах установленных норм.
Твердая смазка
Твердая (сухая) смазка для подшипников нужна там, где пластичные и жидкие материалы оказываются бессильны. Они обладают удивительным свойством — низким коэффициентом трения. Смазочные материалы не только обеспечивают гладкое скольжение, но и сохраняют свою эффективность даже в самых экстремальных условиях работы, включая повышенные температуры.
Внешне сухая смазка чаще всего представляет собой порошок, в котором содержатся смазывающие компоненты, растворители и связующие звенья. После нанесения она образует твердое долговечное покрытие с отличными характеристиками.
В качестве сухих смазок обычно выступают:
- графит;
- дисульфид молибдена;
- некоторые мягкие металлы;
- полимеры;
- слюда;
- тальк;
- нитрид бора.
Твердые смазочные материалы стойки к высоким и низким температурам, способы работать в неблагоприятных внешних условиях и обеспечивают более низкий коэффициент трения.
Газообразная смазка
В данном случае трущиеся детали подшипника разделяются с помощью газа. По причине того, что газообразные смазки подшипников используются в специфичных отраслях, их применение не сильно распространено. Кроме того, газообразные составы отличаются нестабильностью при высоких скоростях и нагрузках, а также не переносят постоянного перезапуска оборудования.