Сборочные узлы используются в различных механизмах и оборудовании, обеспечивая их нормальную работу. При выборе подшипников необходимо учитывать их основные параметры, например, класс точности. Для этого на детали наносится определенная маркировка, которая обозначает размеры, назначение и прочие характеристики изделий. В статье расскажем, как узнать характеристики изделий по маркировке.
Схема и цифровая маркировка
Чтобы расшифровать условные обозначения подшипников, важно прежде всего знать страну изготовителя. Нормы и стандарты, которых придерживаются зарубежные и отечественные производители, значительно разнятся. Продукция российского производства имеет знак качества ГОСТ 3189-89.
Так как подшипники используются практически во всех устройствах, где есть подвижные элементы, осуществляющие вращательные движения, они должны строго соответствовать требованиям, установленным ГОСТ. От качества их изготовления зависит не только соответствие заказу, но и безопасность на производстве. Некачественная продукция часто деформируется и становится причиной аварийных ситуаций. Поэтому продукция с маркировкой гарантирует надежность и долговечность оборудования.
Подшипники российского производства маркируются по схеме, состоящей из трех элементов:
- префикса — расположен слева от основного обозначения, включает в себя данные о классе точности, радиальном зазоре, моменте трения и категории;
- основного обозначения — состоит из цифр, содержит до семи знаков;
- суффикса — дополнительные знаки справа от основного обозначения начинаются с буквы. Включены такие данные, как уровень вибрации, температура отпуска, специальные технические требования, конструктивные изменения, повышенная грузоподъемность.
Типичный пример обозначения и маркировки — подшипник 6-42205 А1Е1УШ1. «6» — это префикс, «42205» является основным обозначением и считается справа налево, а «А1Е1УШ1» — суффикс.
Нумерация изделий по габаритам и номерам с учетом диаметра отверстия
Выделяют четыре основные категории, в соответствии с которыми классифицируются сборочные узлы:
- 1D — до 10 мм;
- 2D — свыше десяти, но не больше двадцати миллиметров;
- 3D — диаметр превышает 20 миллиметров и доходит до 499;
- 4D — свыше пятидесяти сантиметров.
Код диаметра подшипника — последние две цифры в основном условном обозначении, то есть второй и первый разряд. При этом основным значением считается первый разряд — последняя цифра, которая и означает размер подшипника.
Для уточнения внутреннего диаметра маленьких изделий (от 10 до 20 мм) следует воспользоваться следующей таблицей:
Система кодировки внутреннего диаметра подшипников, имеющих 10 ≤ d < 20 мм | ||
Код внутреннего диаметра | Внутренний диаметр, мм | Пример ОУО |
00 | 10 | 180100 |
01 | 12 | 180201 |
02 | 15 | 180302 |
03 | 17 | 180603 |
Чтобы определить диаметр больших роликовых элементов (от двух до пятидесяти сантиметров), последние две цифры маркировки умножают на пять. Возьмем как пример подшипник 2317. Последние цифры — 17. Умножаем их на 5 и получаем диаметр в 85 миллиметров.
В случае получения дроби значение округляют до целого и приписывают девятку в третий разряд. Например, подшипник с диаметром 34 миллиметра. Делим его на пять и получаем 6,8. Округляем до большего целого — 7. Это и есть код внутреннего диаметра. В первый разряд входит 7, во втором проставляется 0, а в третьем будет стоять 9. Выглядит это так — 907.
Исключения из правил
Проблема маркировки дробных подшипников в том, что их реальный диаметр узнать не получится. Наличие девятки ничего не дает, она просто является опознавателем округления. С ее помощью вы не поймете, в какую именно сторону округлялось значение. Поэтому для наиболее частотных дробных значений (0,6; 1,5; 2,5;) придуман отдельный вариант условного обозначения. Их значения записывают точно, но перед ними проставляют знак «/». Такое же правило распространяется на маркировку больших подшипников с диаметром 22, 28 и 32 миллиметров, которые не делят на пять, а прописывают так, как есть, проставляя перед ними «/».
Дополнительные обозначения
К дополнительным обозначениям относят префикс и суффикс. Первый, как уже разбирали ранее, находится перед основным условным обозначением и читается также справа налево. В нем указываются следующие данные:
- класс точности — класс точности указывает на точность изготовления деталей, например, подшипники с классом точности «4» и «2» являются самыми точными, а «7», «8» и «0» — с самой низкой точностью;
- радиальный зазор (С3) — это расстояние между элементами качения, выбирать лучше модели со средним значением радиального зазора;
- момент трения — чаще всего используют модели с обозначением 1, 4 и 7;
- категория — есть три категории: А, В и С, на большинстве подшипников указываются только две первые, а третья обычно не проставляется.
В суффиксе, как правило, указывают дополнительные, но необязательные данные о продукте. В основном так маркируется продукция, не относящаяся к стандартным моделям роликовых элементов.
Как маркируются подшипники зарубежного производства
Российские предприятия, занимающиеся выпуском подшипниковой продукции, строго следуют системе ГОСТ и указывают в маркировке всю необходимую информацию. При этом сам стандарт максимально понятен и подробен. Каждая буква и цифра стоят на своих местах и обозначают конкретные данные. Другое дело иностранные производители.
Зарубежные предприятия используют собственные системы, с которыми им удобно работать. Причем у каждого она своя, из-за чего у отечественного покупателя начинается головная боль, когда он сталкивается с необходимостью разобраться в многообразии кодов. Вынести что-то путное из всего этого без подробной инструкции попросту невозможно. Помощь продавцов тоже не в счет, потому что большинство из них сами не знают всех тонкостей и нюансов маркировки.
Определяем серию
Чтобы точно определить серию изделия, для начала найдите ядро маркировки. Есть два варианта его расположения: между суффиксом и префиксом, разделяющимися тире и одиночное расположение.
Классификация зарубежных подшипников:
- самая легкая — ставится цифра один;
- легкая — обозначается цифрами два и пять;
- средняя — проставляются числа три или шесть;
- тяжелая — указывается числом четыре.
Как и в случае со стандартом ГОСТ, в теле маркировки указывается вся необходимая информация об изделии.
Узнаем диаметр подшипника
Диаметр указывается первым, а сама запись читается справа налево. Разряды идут так же, как и в случае с ГОСТ, то есть основное значение — это последняя цифра. Стандартное значение — 0Х, где Х может быть любым числом от одного до девяти. При наличии записи 05Х, Х выступает округленным числом, не превышающим десяти миллиметров.
Вообще диаметр определяется по тому же принципу, что и размеры подшипников отечественного производства. То есть записи 00, 01 и 02 обозначают, что изделие относится к диапазону от десяти до двадцати миллиметров, а сам код переводится по той таблице, что была указана в предыдущем разделе статьи. Здесь же действует и правило «девятки», обозначающей округление.
Если речь идет об изделиях крупных размеров, то значения маркировки следует умножать на пять. При получении дробного значения перед ним также проставляется девять. А в случае простановки знака «/» в маркировке модель либо относится к исключению, либо имеет диаметр свыше пятидесяти сантиметров.
Определяем номер изделия
Для определения значения номера подшипника обычно используют электронные каталоги. В них, как правило, содержится вся необходимая информация. Сам же номер изделия в маркировке находится в крайнем левом положении. По номеру определяют внешние размеры. Это, по сути, умноженные друг на друга ширина и высота.
Как маркируются изделия зарубежной фирмы NSK
Концерн NSK специализируется на производстве подшипников и считается одним из ведущих мировых производителей. После приобретения компании RHP концерн стал производить роликовые элементы сразу под двумя брендами, а для того, чтобы различать выпускаемую продукцию, стали использовать дополнительные обозначения.
Для маркирования продукции используют код из двадцати семи символов. В нем отражены все основные технические характеристики изделия, типы смазок и прочая информация. Для большей наглядности и расшифровки кода все значения проставлены в таблице:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
3 | 2 | 0 | 5 | B | - | 2 | R | S | T | N | G | N | Y | R | L | N | 5 |
Все символы несут определенную информацию:
- от 1 до 18 — каждое число и буква обозначают конкретные технические характеристики изделий, включая особенности конструкции;
- 19 — наименование производителя;
- 20 — страна производства;
- 23-25 — тип смазывания;
- 26 — количество смазывающего материала;
- 27 — упаковочная тара.
Зная основные значения маркировки, можно относительно легко подобрать модель подшипников с подходящими характеристиками.
Нюансы подбора аналога подшипника отечественного производства с учетом маркировки ISO
Чтобы не ошибиться в подборе аналоговых подшипников, лучше всего пользоваться таблицей соответствия продукции российского и зарубежного производства. При этом важно учитывать взаимозаменяемость роликовых элементов. Подшипники должны быть одного типа, иметь похожие тела качения и выдерживать одинаковую нагрузку. Также в расчет идут температурный режим работы и скоростные характеристики.