В основе подшипников лежат тела качения. Они могут быть в виде шариков, роликов или игл. Без них в принципе невозможна работа сборочного узла. Именно за счет них осуществляется вращение внутреннего и внешнего колец относительно друг друга. Однако тела качения не могут сами по себе удерживаться между кольцами и на определенном расстоянии друг от друга. Как раз для этого и предназначен сепаратор. В сегодняшней статье поговорим о том, зачем нужен сепаратор в подшипнике, какие функции он выполняет, а также расскажем, какие есть виды сепараторов в подшипниках.
Основные функции и назначение сепаратора
Сепаратор выступает важной деталью подшипников. Он направляет и удерживает шарики на нужном расстоянии друг от друга, что уменьшает трение и нагрев. В разборных подшипниках сепаратор также предотвращает выпадение шариков и переводит их в менее нагруженные зоны. Это оставляет место для смазочных материалов и продлевает срок службы детали.
Сепаратор не влияет на грузоподъемность подшипников, а его долговечность зависит от того, из какого материала он выполнен, а также от условий эксплуатации. Сепаратор предотвращает проскальзывания, которые способны стать причиной деформации механизма. Кроме того, за счет равномерного распределения тел качания обеспечивается низкий уровень шума при работе оборудования.
Отличительные черты сепараторов
Есть несколько особенностей сепараторов для подшипников:
- Влияние на производительность подшипника. Использование сепаратора может значительно улучшить эксплуатационные характеристики сборочного узла, такие как скорость вращения, долговечность, способность работать в условиях высоких нагрузок и температур.
- Резервуар для смазки. После нанесения смазывающего вещества сепаратор обеспечивает его перемешивание и удержание возле тел качения, чтобы предотвратить излишнее трение и нагрев.
- Способность к работе в экстремальных условиях. Некоторые сепараторы могут работать при высоких температурах, без смазки, выдерживать ударные нагрузки и вибрацию, что делает их подходящими для специфических условий применения.
При выборе подшипников необходимо учитывать тип конструкции сепаратора и материал изготовления. Если подобрать неподходящий для поставленной задачи вариант сепаратора, то подшипник не только окажется малоэффективен в плане КПД, но и не справится с нагрузкой и просто-напросто выйдет из строя.
Современная техника стремится к скорости, надёжности и неприхотливости. Традиционные подшипники с металлическими сепараторами уже не всегда поспевают за этими требованиями. Вероятно, металлические сепараторы уже достигли своего предела. На смену им приходят подшипники с сепараторами из современных материалов. Индустрия всё больше обращает внимание на армированные композиты и новые полимеры. Они способны работать на высоких скоростях, не требуют смазки и устойчивы к агрессивным средам. Именно они открывают перед подшипниками новые горизонты возможностей.
Какие бывают сепараторы и из чего изготавливаются
Обычно сепараторы для подшипника классифицируются по материалу изготовления и типу исполнения. Расскажем об основных разновидностях таких деталей и их особенностях.
Материал изготовления
Для производства подшипниковых сепараторов используют следующие материалы:
- Сталь. Стальные модели являются классикой и используются во многих типах подшипников. Они прочные, лёгкие и эффективно разделяют тела качения внутри подшипника. Иногда их дополнительно обрабатывают, чтобы уменьшить трение и сделать подшипник ещё надёжнее. Однако с появлением новых материалов сталь начинают постепенно заменять.
- Латунь. Сепараторы из латуни подходят для сборочных узлов небольших габаритов. Главный их недостаток — невозможность использовать при температуре свыше +300 градусов Цельсия. Плюс материал боится агрессивных сред, а для смазки латунных моделей можно использовать далеко не все смазочные материалы.
- Полиамид. Полиамидные сепараторы считаются более современным решением. Они лучше держат форму и легче переносят нагрузки, меньше нагреваются и не заклинивают при недостатке смазки. Среди преимуществ выделяют также отсутствие склонности к образованию коррозии и устойчивость к растворителям. Правда, они не подходят для механизмов, которые работают при температуре свыше 120 градусов Цельсия, и не такие прочные, как узлы из стали.
- Текстолит. В основе таких сепараторов — хлопчатобумажный тканый материал, пропитанный фенолоформальдегидной смолой. Материал не истирается и не раскалывается. Отличается низким коэффициентом трения, износостойкостью, электроизоляционными свойствами. Текстолитные сепараторы используются в подшипниках для средних нагрузок, где важны надёжность, плавность работы и доступная цена.
Обычно материал, из которого изготавливаются сепараторы, указывают в маркировочных данных подшипников. Как правило, сепараторы не подлежат восстановлению, поэтому при его поломке следует заменять узел целиком.
Конструкция
По типу конструкции выделяют следующие виды сепараторов:
- Штампованные. Изготавливают штампованием из стали или латуни. Предназначены для высокоскоростного применения и воздействия температур до +300 градусов Цельсия. Но они не переносят высоких динамических нагрузок и требовательны к качеству и регулярности смазки.
- Механически обработанные. Для достижения необходимой формы и размеров детали подвергаются специальной обработке, за счет этого можно получать детали сложной геометрии. Используются в высокоточных механизмах, где предъявляются особые требования к уровню зашумленности и вибраций.
- Литые. Обычно сделаны из полимерных материалов путем литья. Главное их отличие — возможность выдерживать высокие скорости. Сборочные узлы способны работать на бедных смазочных материалах.
Кроме того, есть составные сепараторы, клепанные и защелкивающие. Чтобы деталь обеспечила нормальную работу сборочного узла, необходимо соответствие сепараторов установленным стандартам качества и безопасности.
Заключение
Теперь вы знаете, зачем нужны сепараторы в подшипниках, а также ознакомились с их основными разновидностями. Старайтесь покупать продукцию именитых брендов и только у проверенных продавцов, чтобы обеспечить надежную работу оборудования.