Доставка
О нас
Новости
Контакты
Бренды
Гарантия и возврат
Вопросы и ответы
Статьи
    ПН - ПТ 8:00-19:00
    8 (977) 336 18 19
    8 (977) 336 18 19
    Заказать звонок
    Адрес


    107023 г. Москва,
    Большая Семёновская ул., 40,
    стр. 13, этаж 9, офис 907
    Info@ttk-rus.ru
    Режим работы
    ПН - ПТ 8:00-19:00
    Заказать звонок
    107023 г. Москва,
    Большая Семёновская ул., 40,
    стр. 13, этаж 9, офис 907
    УЗНАТЬ ЦЕНУ
    Электротехническое оборудование
    • Оборудование  Fanuc
      Оборудование Fanuc
    • Оборудование SEW-EURODRIVE
    • Электротехническое оборудование  Schneider Electric
      Электротехническое оборудование Schneider Electric
    • Электротехническое оборудование Phoenix Contact
      Электротехническое оборудование Phoenix Contact
    • Электротехническое оборудование Siemens
      Электротехническое оборудование Siemens
    Электродвигатели
    • Асинхронные электродвигатели
    • Сервомоторы KEB
      Сервомоторы KEB
    • Сервоприводы Omron
      Сервоприводы Omron
    • Синхронные электродвигатели
    • Электродвигатели Fanuc
      Электродвигатели Fanuc
    • Электродвигатели Heidenhain
      Электродвигатели Heidenhain
    • Электродвигатели Pilz
      Электродвигатели Pilz
    • Электродвигатели Schneider Electric
      Электродвигатели Schneider Electric
    • Электродвигатели SEW-EURODRIVE
      Электродвигатели SEW-EURODRIVE
    • Электродвигатели Siemens
      Электродвигатели Siemens
    Датчики
    • Датчики BALLUFF
      Датчики BALLUFF
    • Датчики Fanuc
      Датчики Fanuc
    • Датчики Heidenhain
      Датчики Heidenhain
    • Датчики Omron
      Датчики Omron
    • Датчики Pepperl Fuchs
      Датчики Pepperl Fuchs
    • Датчики Phoenix Contact
      Датчики Phoenix Contact
    • Датчики Pilz
      Датчики Pilz
    • Датчики Renishaw
      Датчики Renishaw
    • Датчики Schneider Electric
      Датчики Schneider Electric
    • Датчики вращения
      Датчики вращения
    • Датчики емкостные
      Датчики емкостные
    • Датчики положения
      Датчики положения
    • Датчики приближения
    • Индуктивные датчики
      Индуктивные датчики
    • Твердотельные реле
    Пневматика
    • Пневматическое оборудование Festo
      Пневматическое оборудование Festo
    Механика
    • Механическое оборудование SEW-EURODRIVE
      Механическое оборудование SEW-EURODRIVE
    Оборудование
    • Зажимные приспособления OML
      Зажимные приспособления OML
    • Оборудование Pilz
      Оборудование Pilz
    • Оснастка SMW-Autoblok
      Оснастка SMW-Autoblok
    • Преобразователи частоты
      Преобразователи частоты
    • Точные измерения и контроль процесса обработки
      Точные измерения и контроль процесса обработки
    Подшипники
    • Подшипники для гидромоторов и гидронасосов
      Подшипники для гидромоторов и гидронасосов
      Каталог
      8 (977) 336 18 19
      8 (977) 336 18 19
      Заказать звонок
      Адрес


      107023 г. Москва,
      Большая Семёновская ул., 40,
      стр. 13, этаж 9, офис 907
      Info@ttk-rus.ru
      Режим работы
      ПН - ПТ 8:00-19:00
      Заказать звонок
      УЗНАТЬ ЦЕНУ
      8 (977) 336 18 19
      Телефоны
      8 (977) 336 18 19
      Заказать звонок
      • 8 (977) 336 18 19
        • Назад
        • Телефоны
        • 8 (977) 336 18 19
        • Заказать звонок


      • 107023 г. Москва,
        Большая Семёновская ул., 40,
        стр. 13, этаж 9, офис 907
        Info@ttk-rus.ru
      • ПН - ПТ 8:00-19:00
      Главная
      Статьи
      Полезная информация
      Коллекторный электродвигатель постоянного тока: конструкция, особенности и применение

      Коллекторный электродвигатель постоянного тока: конструкция, особенности и применение

      Коллекторный электродвигатель постоянного тока: конструкция, особенности и применение

      Электрические двигатели – неотъемлемая часть современной техники. Они используются повсеместно: от бытовых приборов до мощных промышленных установок. Одним из наиболее распространенных типов электродвигателей является коллекторный двигатель постоянного тока. Несмотря на простоту конструкции, он остается незаменимым в устройствах, где требуется плавное управление скоростью и высокий пусковой момент. Расскажем, что представляет собой коллекторный электромотор, как устроен, чем отличается от асинхронного двигателя.

      Что такое

      Коллекторный двигатель постоянного тока (ДПТ) – это электрический привод, преобразующий энергию постоянного тока в механическое вращение. Его главная особенность — наличие коллектора (медного барабана с изолированными секциями) и щеток (подвижных контактов), которые обеспечивают передачу тока на вращающийся ротор.

      В отличие от асинхронного двигателя, работающего на переменном токе, ДПТ не требует преобразователей частоты для регулировки скорости, что удешевляет систему управления. Коллекторно-щеточный узел отвечает за переключение обмоток и выступает в качестве датчика, позволяющего определить положение якоря (ротора). Каждая пластина подключена к выводу обмотки ротора.

      Каким бывает

      Есть две основные разновидности коллекторных электромоторов:

      • с постоянными магнитами;
      • с обмотками возбуждения.

      В устройствах с постоянными магнитами эти самые магниты используются для создания основного магнитного поля в статоре (неподвижной части). В отличие от двигателей с обмоткой возбуждения, где магнитное поле создается специальными обмотками, расположенными на якоре, такие агрегаты проще конструктивно и имеют меньший вес благодаря использованию постоянных магнитов.

      При этом моторы с обмотками возбуждения делятся на четыре вида:

      1. Параллельного возбуждения. Обмотка возбуждения подключается параллельно роторной цепи. Это означает, что ток, протекающий через обмотку возбуждения, не зависит от тока ротора. Благодаря этому, магнитное поле, создаваемое обмоткой возбуждения, остается постоянным независимо от нагрузки на двигатель. Такие агрегаты экономичны, компактны, могут обеспечить устойчивость и непрерывность рабочего цикла, а также возможность менять скорость и крутящий момент.
      2. Последовательного возбуждения. В отличие от первого варианты, обмотки здесь подключается последовательно с ротором. Получается, что ток, протекающий через обмотку, равен току якоря. При уменьшении нагрузки снижается магнитный поток, а при увеличении – возрастает до насыщения. Если нагрузка падает ниже четверти от номинала, двигатель может выйти из-под контроля. Это ограничивает применение, особенно в системах с ременной передачей. Преимущества такие же, как и у первого варианта, плюс еще простота и динамичность управление.
      3. Независимого возбуждения. Обмотка и якорь питаются от отдельного источника тока. Такие схемы применяется, как правило, в электродвигателях высокой мощности, обеспечивают плавный пуск, продлевают ресурс машины.
      4. Смешанное возбуждение. В конструкции таких агрегатов есть две обмотки возбуждения: первая подключается с якорем последовательно, вторая – параллельно. Включаются они либо согласно, либо встречно. Применяются они в приложениях, где нужная бесперебойная работа, но сохранность двигателя отходит на второй план. При ослаблении нагрузки моторы не разгоняются, но одновременно пригодны для больших нагрузок.

      Машины с постоянными магнитами просты, экономичны, компактны, мощны и надежны, обеспечивают высокий крутящий момент на малых оборотах, что удобно для точного управления скоростью и усилием. Двигатели с обмотками возбуждения могут генерировать более сильное поле и лучше управлять двигателем, их конструкция сложнее, плюс они потребляют больше энергии.

      Также есть моторы, работающие от источника постоянного тока, а также универсальные модели, работа которых возможна как от постоянного, так и от переменного тока.

      Устройство и принцип работы двигателя постоянного тока

      Основные компоненты двигателя:

      • статор – неподвижная часть, создающая магнитное поле (в двигателях с обмоткой возбуждения содержит катушки, в моделях с магнитами — постоянные магниты);
      • ротор – вращающаяся часть с обмотками, по которым проходит ток;
      • коллектор – цилиндр из медных пластин, изолированных друг от друга;
      • щетки – графитовые или металлографитовые контакты, прижимающиеся к коллектору;
      • корпус – несущая конструкция, в которой находятся все внутренние компоненты агрегата.

      Принцип работы устройства довольно прост. При подаче напряжения ток через щетки и коллектор поступает в обмотки ротора. Ток в обмотках создает магнитное поле, которое взаимодействует с полем статора. Возникает сила, заставляющая ротор вращаться. Коллектор переключает направление тока в обмотках, поддерживая непрерывное вращение.

      Варианты конструкции электродвигателя

      Конструкция устройств зависит от условий эксплуатации. Есть открытые модели, не имеющие особой защиты от пыли и влаги, закрытые (герметичные), взрывозащищенные. Каждый компонент агрегатов также имеет различные исполнения.

      Какие есть обмотки

      Обмотки отличаются друг от друга конструкционно. Есть классические варианты с сердечником, полые без сердечника и печатные. Разные конструкции имеют различные характеристики: момент инерции, индуктивность, потери. Благодаря вариациям толщины провода и схемы намотки каждая из разновидностей обмоток рассчитана на работу при конкретных напряжениях и токах. Выбор изоляции определяет температурную стойкость обмотки.

      Из чего выполнены магниты

      Магниты для коллекторных двигателей – ключевой элемент их работы. За годы развития электротехники использовалось множество материалов для изготовления этих магнитов. Основные разновидности:

      1. Ферриты. Относительно недорогие, стабильны и устойчивые к демагнетизации, но обладают меньшей мощностью по сравнению с другими материалами.
      2. AlNiCo. Предлагают хорошую стабильность, температурную стойкость, электропроводность, но уступают по мощности более современным вариантам.
      3. SmCo. Отличаются высокой температурной стойкостью, что делает их пригодными для работы в условиях повышенных температур. Часто используются в двигателях, где важен стабильный и надежный режим работы при высоких температурах.
      4. NdFeB. Наиболее мощные магниты с высокой коэрцитивной силой и отличной остаточной магнитной индукцией, обеспечивающие высокую плотность энергии. Именно такие варианты чаще всего применяются в современных высокопроизводительных, малогабаритных двигателях.

      Разница в материалах обусловлена их разной мощностью (удельной энергией) и температурной стойкостью. Выбор материала зависит от конкретных требований к двигателю: мощность, компактность, условия эксплуатации.

      Разновидности щеток

      Щеток для коллекторных двигателей существуют различные типы, определяемые, прежде всего, материалом изготовления. Сегодня наиболее распространены две разновидности:

      • графитовые;
      • металлические.

      Графитовые изготавливаются из медно-графитового сплава, хорошо работают при больших токах и выдерживают частые пуски. Являются источником значительных электромагнитных помех.

      Металлические щетки изготавливаются из благородных металлов, требуют коллектор, также изготовленный из благородных металлов. Предназначены для работы при небольших токах и малых изменениях скорости вращения. Генерация электромагнитных помех значительно ниже, чем у предыдущей разновидности.

      Типы роликовых элементов

      В коллекторных двигателях постоянного тока используются два основных типа подшипников:

      1. Шарикоподшипники. Обеспечивают низкое трение и высокую долговечность. Для уменьшения осевого биения вала часто применяется предварительное поджатие шарикоподшипников, что позволяет повысить точность работы двигателя и продлить срок его службы.
      2. Подшипники скольжения. Обычно изготавливаются из мягких материалов, таких как бронза или тефлон. Обеспечивают плавное движение вала, но требуют регулярного обслуживания и смазки. Подшипники скольжения менее подвержены износу, чем шарикоподшипники, но требуют более частого обслуживания.

      Каждый из этих типов подшипников имеет свои преимущества и недостатки, и выбор зависит от конкретных требований к двигателю и условиям его эксплуатации.

      Плюсы и минусы коллекторных электромоторов

      Среди основных преимуществ:

      1. Простое управление. Для работы коллекторного двигателя достаточно подключить его к источнику постоянного напряжения. Математическая модель такого мотора проста, что позволяет легко создавать сложные системы управления. Например, управлять асинхронным двигателем сложнее – для этого требуется больше вычислений и ресурсов.
      2. Нет электроники. В этих двигателях нет электронных компонентов, таких как датчики Холла, которые есть в бесколлекторных аналогах. Это делает их устойчивыми к экстремальным условиям, например, к высокой радиации, где электроника может выйти из строя.

      Недостатки у моделей с коллекторно-щеточным узлом тоже есть. Главный из них – низкая надёжность. Щётки и коллектор – это подвижные части, которые постоянно трутся друг о друга. Со временем они изнашиваются, особенно при высокой нагрузке. Бесколлекторные двигатели в этом плане долговечнее, так в их конструкции такого нет.

      Второй минус – ограничение скорости. Чем быстрее вращается двигатель, тем сильнее искрят щётки на коллекторе. Это приводит к износу деталей. Максимальная скорость зависит от материала щёток: графитовые выдерживают меньше, чем металлические. Поэтому такие моторы не подходят для задач, где нужна очень высокая скорость.

      Коллекторные двигатели подходят для простых задач с умеренными нагрузками, где важна простота и низкая цена. Но если нужна высокая скорость и точность переключения, лучше выбрать бесколлекторный вариант.

      Где и как применяются

      Коллекторные электродвигатели применяются в различных приложениях:

      • бытовая техника – стиральные машины, пылесосы, кухонные комбайны;
      • электроинструменты – дрели, шуруповерты, лобзики;
      • детские игрушки – радиоуправляемые машинки, электропоезда и прочее;
      • автомобили – стеклоподъёмники, дворники, вентиляторы;
      • офисная техника – принтеры, сканеры, вентиляторы охлаждения.

      Также они находят применение в аэрокосмической отрасли и промышленном производстве, где используется в составе конвейерных систем, механизмов подъема и перемещения грузов.


      Товары

      Быстрый просмотр
      Электродвигатель Siemens 1LE1502-3AD63-4AB4 740 об/мин
      Электродвигатель Siemens 1LE1502-3AD63-4AB4 740 об/мин
      0
      Арт. 1LE1502-3AD63-4AB4
      Заказать
      Быстрый просмотр
      Электродвигатель Siemens 1LA7083-2AA10-Z A11 1,1 кВт, 3000 об/мин.
      Электродвигатель Siemens 1LA7083-2AA10-Z A11 1,1 кВт, 3000 об/мин.
      0
      Арт. 1LA7083-2AA10-Z A11
      Заказать
      Быстрый просмотр
      Электродвигатель Siemens 1LA7096-4AA10-Z A11 1,5 кВт, 1500 об/мин.
      Электродвигатель Siemens 1LA7096-4AA10-Z A11 1,5 кВт, 1500 об/мин.
      0
      Арт. 1LA7096-4AA10-Z A11
      Заказать
      Быстрый просмотр
      Электродвигатель Siemens 1LA7070-2AA12 0,37 кВт, 3000 об/мин.
      Электродвигатель Siemens 1LA7070-2AA12 0,37 кВт, 3000 об/мин.
      0
      Арт. 1LA7070-2AA12
      Заказать
      Быстрый просмотр
      Электродвигатель Siemens 1,1 кВт, 1000 об/мин 1LA7096-6AA12 малый фланец
      Электродвигатель Siemens 1,1 кВт, 1000 об/мин 1LA7096-6AA12 малый фланец
      0
      Арт. 1LA7096-6AA12
      Заказать

      Вопросы и ответы

      Как регулируется скорость вращения коллекторного ДПТ?

      Скорость прямо пропорциональна напряжению питания. Регулировка осуществляется с помощью:

      • Реостата (устаревший метод);
      • ШИМ-контроллера (широко используется в современных устройствах);
      • Электронного регулятора напряжения. Это позволяет плавно изменять обороты от нуля до номинальных.
      Чем коллекторный ДПТ отличается от бесколлекторного (BLDC)?
      • Коллекторный: управление простое, но есть изнашиваемые щётки;
      • BLDC (бесколлекторный): щёток нет → выше надёжность, КПД и срок службы, но требует электронного контроллера для коммутации. BLDC дороже, но предпочтителен в современных высоконадёжных системах (дроны, электромобили, серверные вентиляторы).
      Где применяются коллекторные ДПТ?
      • Бытовая техника: пылесосы, дрели, миксеры, фены;
      • Автомобильные системы: стеклоподъёмники, вентиляторы, дворники;
      • Игрушки и модели (на радиоуправлении);
      • Промышленные приводы малой и средней мощности с переменной скоростью;
      • Медицинское оборудование (например, стоматологические установки).
      Какие недостатки у коллекторных двигателей?
      • Износ щёток и коллектора → необходимость обслуживания;
      • Искрение в зоне контакта → не рекомендованы для взрывоопасных сред;
      • Ограничение по скорости и ресурсу;
      • Повышенный уровень шума и электромагнитных помех;
      • Снижение КПД из-за потерь в щёточном узле.
      Какие основные преимущества у коллекторных ДПТ?
      • Простое и точное регулирование скорости (изменением напряжения);
      • Высокий пусковой момент;
      • Компактные размеры при высокой мощности;
      • Возможность работы от батарей и источников постоянного тока;
      • Простая схема управления.
      Что такое коллекторный двигатель постоянного тока?

      Это электродвигатель, в котором вращающий момент создаётся за счёт взаимодействия магнитного поля статора (постоянных магнитов или обмотки возбуждения) и тока в обмотке ротора. Коммутация тока в роторе осуществляется с помощью коллектора и щёток, что обеспечивает непрерывное вращение.

      Читайте также
      Техноблог
      Нагрузки и свойства подшипников: основные моменты
      Твердотельное реле
      Мощность двигателя
      • Все публикации 75
        • Полезная информация 75
      Подпишитесь на рассылку наших новостей и акций
      Подписаться
      Каталог
      Датчики
      Механика
      Подшипники
      Электродвигатели
      Электротехника
      Бренды
      Информация
      О нас
      Контакты
      Доставка
      Отзывы
      Карта сайта
      Вопросы и ответы
      Контакты
      8 (977) 336 18 19
      8 (977) 336 18 19
      Заказать звонок
      Адрес


      107023 г. Москва,
      Большая Семёновская ул., 40,
      стр. 13, этаж 9, офис 907
      Info@ttk-rus.ru
      Режим работы
      ПН - ПТ 8:00-19:00


      107023 г. Москва,
      Большая Семёновская ул., 40,
      стр. 13, этаж 9, офис 907
      Info@ttk-rus.ru
      ПН - ПТ 8:00-19:00
      2022 - 2025 © Компания ООО «ТТК»
      Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности